quirischa
администратор
(с капибарой на аватарке)
Реалити-шоу "внеочередные выборы" уже осенью?

Украину в который раз трясет от острого политического кризиса. "Сегодня я официально заявляю о своем выходе из состава коалиции демократических сил в ВР, что означает прекращение моего участия во всех аспектах его деятельности: законотворческой работе, голосованиях, заседаниях и собрании", – так прокомментировал свой поступок Игорь Рыбаков.

По его словам, "решение покинуть ряды парламентского большинства стало логическим следствием выявленных многочисленных коррупционных действий, следы которых ведут к высшему руководству правительства".

Народный депутат обвинил Государственную таможенную службу и, в частности, ее руководителя Хорошковского в том, что "именно это ведомство и его руководитель ввели новые контрабандные комбинации, что облегчило государственный бюджет на миллиарды гривен".

"Вершиной аморальности и цинизма, попыткой прикрытия грубого предательства благородными целями" назвали выпады Рыбакова в таможенной службе. "Оценивать деятельность Гостаможни и ее сотрудников будет общество, президент, премьер-министр", – говорится в заявлении этого ведомства.

Отреагировали на ситуацию и в БЮТ. По словам лидера фракции Кириленко, "это – демонстрация мускулов, которая ничего не значит". Он также отметил, что от Рыбакова ждут другого заявления – о выходе из фракции.

Член БЮТа Кожемякин поступок своего коллеги назвал прогнозируемым: "Рыбаков уже давно не ходит во фракцию, не участвует в работе фракции, поэтому мы получали информацию, что он очень плодотворно сотрудничает с господином Балогой".

Другой участник громких заявлений депутат Бут причинами своего выхода из коалиции называет "ряд резонансных событий и весомых обстоятельств, которые засвидетельствовали глубокие противоречия между действиями парламентского большинства и созданного ним Кабмина и курсом президента Ющенко", и соответственно считает, что не может "продолжать работать в рамках формирования, которое не выполняет своих же обещаний и перестало быть опорой президента ".

Такого шага от своего коллеги, признаются в "Народной самообороне", не ожидали. Лидер "Народной самообороны" Луценко назвал поступок Бута "политической проституцией".

По словам еще одного представителя "НС" Грымчака, "случилось так, что люди снова начинают продаваться за какие-то эфемерные деньги, должности, обещанное будущее". Он уверен, что у них нет политического будущего.

Грымчак в действиях Бута видит новое политформирование – "Единый центр": "Если прочитать его сегодняшнее заявление о выходе из коалиции, то оно в чем-то перекликается с заявлениями представителей ЕЦ.

В свою очередь, лидер "Единого центра" Криль не видит никакой связи между выходом нескольких народных депутатов из "Нашей Украины" в начале года и последними заявлениями депутатов Рыбакова и Бута о выходе из коалиции.

Он уверен, что это – абсолютно разные процессы. "Нас всегда в чем-то обвиняют. В свое время мы приняли решение о выходе с "НУ", поскольку чувствовали, как партия теряет точку опоры. Но так легко выходить из коалиции мы не будем", – подчеркнул Криль.

Ющенко причиной выхода двух депутатов из коалиции называет организацию отношений внутри фракций и между двумя фракциями-участницами коалиции. На его взгляд, такие процессы, скорее всего, связаны с тем, что народные депутаты хотели бы видеть более взаимосогласованную политику по тем или иным вопросам.

Президент также подчеркнул, что, с точки зрения права, выход двух депутатов из коалиции – не причина для того, чтобы даже рассматривать вопрос о судьбе коалиции соответствующими органами.

Вместе с тем в Секретариате президента считают, что ситуация с выходом двух депутатов из коалиции требует толкования Конституционного суда. Об этом заявила заместитель Секретаря президента Ставнийчук.

По ее словам, сегодня необходимо изучить ситуацию, определить правовые последствия для самих депутатов и для фракций. Она также подчеркнула, что в ближайшее время КС рассмотрит "дело большого императивного мандата", поскольку этот вопрос сейчас очень актуален для страны.

Настаивает на рассмотрении этого вопроса и НУ-НС. По словам лидера фракции Вячеслава Кириленко, "наверное, несмотря на весь наш либерализм и демократизм, нужно как первоочередный вопрос заслушать на будущей неделе вопрос об императивном мандате, чтобы ни у кого не возникало желания под любым предлогом пересматривать волю избирателей".

Напомним, что императивный мандат сначала подразумевал постоянный контроль над деятельностью народных депутатов со стороны избирателей. Однако, из-за отсутствия законодательного регулирования и слабого политического сознания избирателей, содержание императивного мандата утратило свое начальное значение.

На сегодняшний день роль императивного мандата сводится фактически к давлению со стороны партии на депутата, который отступил от линии этой партии. Итак, внедрение императивного мандата может привести к разрушению коллективного принципа представительного органа, которым является Верховная Рада, и к узурпации власти.

Сейчас институт императивного мандата существует в некоторых азиатских странах и Африке. В Европе действует "исключительно теория свободного мандата представителей народа". В некоторых европейских странах, в частности, в Бельгии, Германии, Италии, Швейцарии на конституционном уровне определен запрет давать даже инструкции со стороны партий или фракций.

Внедрение императивного мандата, по выводам Венецианской комиссии, является несовместимым с традиционной и общепринятой в Европе демократической доктриной. На взгляд украинского политолога Фесенко, принятие закона об императивном мандате приведет к появлению в Украине "политического феодализма".

Выход из коалиции двух депутатов ставит крест на ее существовании. Такой была первая реакция на событие в парламенте. По словам председателя регламентного комитета Ефремова (ПР), согласно статье 66 временного регламента ВР, если в коалиции стало меньше 226 депутатов, то она перестает юридически существовать.

Он подчеркнул, что коалиция формировалась на основании личных заявлений 227 парламентеров. Выход двух людей означает, что их осталось 225, то есть коалиции не существует.

"Заявления о выходе из состава коалиции отдельных депутатов не имеют никаких юридических последствий, – считает первый заместитель министра юстиции Корнийчук. – Согласно Конституции, коалиция может прекратить свое существование в связи с выходом из ее состава фракции, но при этом количественный состав коалиции составит простое большинство".

Аналогичного мнения придерживается и эксперт по конституционному праву Мусияка, который отмечает, что не следует учитывать регламент парламента, ведь КС признал неконституционным существование регламента в виде постановления.

По его словам, в данном случае действуют положения Основного Закона, а это значит, что юридический статус коалиции не изменился.

Политолог Погребинский также не считает регламент юридическим основанием для распада большинства, ведь, по его словам, в Конституции сказано о прекращении существования коалиции только, если одна из фракций из нее выйдет.

По мнению же президента Центра социальных исследований "София" Ермолаева, те, кто от досады говорит, что коалиции нет, немного торопятся, а те, кто говорит, что коалиция будет работать, опережают события.

Эксперт отмечает, что после выхода двух депутатов из коалиции создались условия, при которых на заседании фракции "НУ" или БЮТ будет поставлен вопрос о разрыве договора о создании коалиции. Тем не менее, он ставит под сомнение появление новой коалиции до конца текущей сессии парламента.

"Разрулить" непростую ситуацию, которая сложилась в парламенте, можно несколькими способами.

Штопанье дырок. Можно попробовать обратиться к совести "перебежчиков" и вернуть их в ряды коалиции. Однако, этот вариант практически "нулевой". Можно оперативно ввести императивный мандат, что позволило бы заменить "предателей" следующими членами списка. Но и это выглядит более чем сомнительно, поскольку закон обратной силы не будет иметь.

Можно пригласить в большинство, например, представителей блока Литвина. Впрочем, этот вариант маловероятный, поскольку вряд ли "литвиновцы" захотят распрощаться с "золотой акцией", о чем свидетельствует заявление представителя этого блока Зарубинского, который подчеркнул: "Очевидно, что на выходе двух депутатов развал коалиции не ограничится. Поэтому латать дыры уже не существующей коалиции мы не будем".

Роспуск парламента и досрочные выборы. В случае, если Конституционный суд признает нелегитимность существующей коалиции, начнется отсчет 30-ти дней, на протяжении которых Верховная Рада должна сформировать новое большинство.

Создание "широкой коалиции" с регионалами считается нереальным, поскольку вряд ли наберется 37 членов НУ-НС, которые бы согласились объединиться с политическими оппонентами.

Невозможность переформатирования или создания новой коалиции поставит вопрос об отставке правительства, который может вноситься на рассмотрение третью депутатов от конституционного состава, то есть 226 голосами.

Для инициирования этого процесса необходимо чтобы к рядам регионалов и коммунистов присоединились представители блока Литвина, что будет составлять 222 голоса. Еще четыре "штыка" найти не проблема. Это даст старт кампании по избранию нового Кабинета Министров, на которую Конституция отводит 60-дневный срок.

В случае невозможности осуществления отмеченных процессов в определенные сроки – роспуск парламента и досрочные выборы.

Правда, согласно Конституции, воспользоваться правом роспуска ВР президент пока не сможет, поскольку она запрещает эту процедуру на протяжении года после внеочередных выборов. Итак, парламент и правительство будут находиться в "подвешенном" состоянии до начала октября.

Однако, внеочередные выборы вряд ли расставят все точки над "і". Судя по последним социологическим исследованиям, "Наша Украина" не сможет играть доминантную роль при создании новой коалиции в новоизбранном парламенте.

Как следствие – очередное противостояние между президентом и вновь назначенным премьером, что еще раз докажет, что без проведения существенных реформ политической системы Украину ожидает новый виток политического кризиса.

Илона Билан, руководитель Группы контроля демократических изменений УНЦПИ, для УП

pravda.com.ua/ru/news/2008/6/10/77144.htm

@темы: Верховна Рада, анализ, коалиция, парламент